вторник, апреля 7

Париж: Собор Парижской Богоматери

Из сугробов Карелии предлагаю перенестись в Европу, где у меня никак не закончится серия статей о большом летнем путешествии 2014 года.

В предыдущих статьях мы познакомились с нашей компанией, с Сиеной и Пизой, с Луккой и Вольтеррой, с Театром Тишины и Миланом.
Это седьмая статья, в которой путешественники покидают Милан, пересекают французские поля на поезде, и оказываются посреди невиданного прежде Парижа.

Я не помню, как родилась идея поехать из Милана в Париж на поезде, но это была хорошая идея. Пусть на самолёте получается быстрее, зато тратится много времени на дорогу в аэропорт, из аэропорта, и в самом аэропорту. Слишком много итераций для группы путешественников, двое из которых дети. Поезд же из центра одного города привезёт вас в центр другого города без дополнительных энергозатрат.

Купить билет на TGV очень просто. Сайт французских железных дорог в этом вам поможет. Взрослый билет во второй класс стоит примерно восемьдесят евро. Время в пути - семь с половиной часов. В поезде есть вагон-ресторан. На границе Италии и Франции действует паспортный контроль: пара пограничников вежливо попросит вас показать паспорта, проверит визы, и пожелает счастливого пути.
Я люблю железнодорожный транспорт, и очень рекомендую им пользоваться во время путешествия.


Почти всю дорогу между Миланом и Парижем поезд идёт посреди пшеничных полей. Это так удивительно, что территория вдоль железнодорожного полотна не обезображена ни владельцем железных дорог, ни местными жителями, как это часто бывает кое-где.


В Париже у нас снова изменился состав участников - к нам присоединились Женя и Антон. Ребята, привет вам!

Вот наша команда под "юбкой" Эйфелевой башни.


Как известно, Париж крайне богат на достопримечательности, но таскать по ним детей было бы бесчеловечно. Поэтому, как и в Милане, вспоминаем, что прочность цепи определяется прочностью самого слабого её звена, и ориентируемся, прежде всего, на детей.

Держа этот нюанс в голове, очень легко определить, куда стоит идти, а что лучше оставить на следующий визит.

Например, я нисколько не сомневался, что детям будет интересно на крыше Собора Парижской Богоматери. Поэтому держим путь на остров Сите, где расположен знаменитый Нотр-Дам де Пари.


Утро в тот день было дождливое, что, как ни странно, добавляло городу красок.

Лучше всего посещать Нотр-Дам утром воскресенья. Тогда вы попадёте на воскресную мессу.


Народу очень много. Но мне больше всего понравился мальчик, который сидел спиной к алтарю, и то, что никто не беспокоился по этому поводу.


И ещё вот этот пожилой мсьё в мокасинах на босу ногу.

Ещё одним плюсом мессы является то, что вы сможете любоваться, например, витражами под торжественные звуки органа. В Нотр-Даме, между прочим, самые большие витражи в Европе. Их диаметр - 13 метров.

На стене у входа в собор есть скульптурная группа с человеком, держащим свою голову у себя на руках. История этого человека никак напрямую не связана с Нотр-Дамом, но я всё равно расскажу её вам.

Это святой Дионисий (фр. Saint-Denis). По легенде, он проповедовал христианство в III веке нашей эры. Затем был схвачен язычниками и обезглавлен на холме вместе со своими сподвижниками. Холм, на котором это случилось, с тех пор называется Монмартр, что переводится как Гора мучеников. После того, как Дионисию отрубили голову, он поднял её, и прошёл с ней на руках порядка десяти километров, после чего упал замертво. На месте, где умер святой, впоследствии воздвигнута церковь Сен-Дени - королевская усыпальница.
Забавно, что из-за своей необычной смерти его теперь везде изображают с головой под мышкой.

А потом полил дождь!


И мы смогли убедиться, что множественные гаргульи, торчащие из под кровли собора, на самом деле являются функциональными элементами. Верхняя часть фигуры - полая. Вода по водосточным желобам направляется к "шее" существа, и изливается через разинутую пасть.



Обязательно поднимитесь наверх! Там не менее величественно и интересно, чем внутри.




Крыша собора интересна не только изумительными видами Парижа, но и своими обитателями - гаргульями и химерами.

Это самый знаменитый из химер - Мыслитель. Назван так, конечно, из-за Родена.



Кстати, вот какую очередь нужно будет отстоять на вход, если прийти не утром, а ближе к обеду.

Я сознательно ничего не пишу о самом Париже, так как о нём в общих чертах все всё знают, даже если никогда не бывали там. Что же до моего личного ощущения, то я пока не могу сказать, что Париж какой-то особенный, как некоторым представляется. Безусловно, некая магия в нём присутствует. Но чтобы прочувствовать это, нужно больше тех двух дней, которые мы провели в городе. Поэтому мы просто любуемся самым очевидным, не вдаваясь в детали и подробности.


Возвращаемся к гаргульям.


Димка определённо доволен визитом.

Гендальф, человек-бобр, и утконос.



Тот самый холм Монмартр, и базилика Сакр-Кёр на его вершине.




А вот так гаргульи выглядят изнутри.


Спускаемся вниз.
Непарадные стены башен Нотр-Дама оформлены значительно проще лицевой стороны.


Главный фасад всей церкви - западный - был закончен к 1225 году. В средней части фасада находится галерея иудейских королей. Во времена французской революции, по приказу Робеспьера, все двадцать восемь статуй были сброшены и обезглавлены, так как по ошибке их приняли за королей французских.
Удивительные люди эти революционеры. Им бы только миры до основания рушить, не разбираясь в деталях.

В конце концов, собор пришёл в упадок. Внутри был организован продовольственный склад. Дошло до того, что появились разговоры о сносе здания. Но в 1831 году Виктор Гюго публикует свой роман "Собор Парижской Богоматери", которым, кроме всего прочего, он хотел привлечь внимание французов к архитектурному наследию. Популярность романа привела к тому, что Нотр-Дам стал туристической достопримечательностью. К нему потянулись туристы, прочитавшие роман. Это и спасло здание от разрушения.
В 1841 году началась масштабная реставрация Нотр-Дама.


Туристы до сих пор не прекращают восхищаться собором. У входа всегда стоит их разноцветная армия.


Мы тоже вносим посильную лепту в эту туристическую массовку.


Не смотря на то, что Нотр-Дам строился всего сто семьдесят лет, он испытал на себе влияние нескольких архитектурных течений.
Начав строительство в 1163 году, архитекторы задумывали собор в романском стиле. Это когда сооружение похоже на крепость с толстыми стенами и узкими окнами. Но в XIII веке на смену романскому стилю пришла готика - более изящная архитектура с богато украшенными фасадами и витражами. Поэтому у Нотр-Дама более основательный один фасад...


...и более воздушный - другой.


Вокруг острова Сите, на котором стоит собор, царит такая же воздушная, по-настоящему французская атмосфера.

С моста Архиепархии открывается вид на восточный фасад Нотр-Дама. С этой стороны собор не такой грозный и величественный. Наоборот, он кажется лёгким и хрупким.

Что такое мост Архиепархии вы узнаете из следующей статьи. Поэтому прощаемся с Нотр-Дамом и его обитателями, но не с Парижем, о котором мне ещё есть что рассказать.